Благотворительность бывает разной. Кто-то передает в детские дома десятки тысяч рублей с условием, что эта помощь будет конфиденциальной, а кто-то собирает деньги на строительство церкви с выражениями вроде: «Ну че, на колбасу деньги есть, а на храм нету?» и требует, чтобы про «благое дело» писали в газетах.
Результат в обоих случаях один – сделать добро. Но, оказывается, добрые, на первый взгляд, дела не всегда оказываются таковыми.
В большинстве случаев благотворительность подменяется желанием ощутить, что «я – хороший». Помню, как одна из моих знакомых сделала всем рассылку, что помогает детям. В одной из социальных сетей проводилась промоакция, смысл которой был в том, что при покупке продукта часть суммы перечисляется в детский дом. И еще на фотографию того, кто этот продукт купил, прикрепляется значок «Я помогаю детям». Оказалось, что с покупки этой самой знакомой в детский дом был пожертвован целый рубль… Зато картинка месяц бесплатно на фотографии прикреплена была…
Почти год в Православном кризисном центре «С верой в жизнь!» действует вещевой склад. Все, у кого есть возможность, приносят туда одежду, продукты, бытовую химию, игрушки и т.д. Все это тщательно перебирается, сортируется, а затем распределяется по семьям. В Центре ведется журнал, в котором указывается, что необходимо конкретной семье, а также записывается, какую помощь эта семья получила. И периодически организуется массовый поход специалистов Центра к ближайшему мусорному контейнеру: туда мешками относят «пожертвования». Грязная порванная одежда, детские шапочки с оторванными завязками и не отстирывающимися пятнами, шубы годов этак 30-х выпуска, обувь со сломанными каблуками и протертой до дыр подошвой., платья с оторванными рукавами… По принципу «бедным все сойдет» некоторые люди несут сюда хлам, который валялся на балконе или в сарае несколько лет, считая, что они сделали «пожертвование». Но о какой благотворительности может идти речь, если главной задачей такого жертвователя становится не помощь нуждающимся, а желание разобрать чердак или избавиться от вещей, которые выбросить жалко, а дома место занимают?
Задается ли кто-то из них вопросом, а для кого они несут все это? Для бедных? А кто эти бедные?
Чаще всего подопечными Кризисных Центров в России и в Балашове, в частности, становятся как раз не бомжи и алкоголики, а обычные люди. Первая группа лиц, во-первых, уже привыкла ждать, что кто-то сам придет и подаст, а, во-вторых, их потребности состоят не в получении детского питания и одежды. Эти люди просят денег. Кстати наличные деньги в Центре никому не дают – если необходима помощь именно деньгами, например, требуется оплата долга за коммунальные услуги или оформление документов, то специалист идет и оплачивает указанный пункт в квитанции, а саму квитанцию отдает подопечному.
Люди, страдающие алкоголизмом, также иногда приходят в Центр. Им, конечно, не отказывают. Единственное условие – не появляться в состоянии опьянения. На этот счет существует примета: если человек сам пришел за помощью, значит его можно «вытащить».
Хуже, если семья замыкается в своих проблемах, теряя веру в то, что можно жить иначе. Такие люди могут часами жаловаться, брать одежду, просить чего-то, но на любые попытки исправить ситуацию (например, поменять работу, оформить недостающие документы на жилье) реагируют одинаково: «А, все равно ничего не получится». Винить их в этом нельзя, потому что очень легко быть оптимистом в обеспеченной семье. А каждодневное унижение быстро ломает психику. Оказавшись без денег, человек автоматически начинает комплексовать. Вначале кажется, что все вокруг знают, что у тебя проблемы, что все смотрят на твою старую одежду и потертую обувь. В подобном эмоциональном состоянии любая бестактность воспринимается как открытая насмешка, а рассказ знакомых о новых покупках кажется издевательством. И надевать ношенную кем-то одежду не такое уж и приятное занятие. Это тоже ломка сознания. Особенно для тех, кто попал в кризисную ситуацию недавно. Но выбирать не приходится. Главное, не усугублять у человека чувство отверженности, отказа общества принимать его неуспешным и небогатым.
Существует забавный тренинговый прием. Представьте себе солидного бизнесмена, выходящего из шикарной ауди (джипа и т.д.), говорящего по мобильнику с платиновым напылением. И вы сразу же чувствуете, что ваш социальный статус гораздо ниже его, что он значительнее и сильнее, чем вы. А теперь представьте, что бизнесмен этот спотыкается и прямо в солидном костюме от Армани плюхается в сугроб или лужу. И разница в социальных статусах сразу же пропадает. В действительности же человек нуждающийся постоянно чувствует себя в роли наблюдателя бизнесмена.
И больше всего в подобных случаях унижает подачка, которая обозначает желание благодетеля отгородиться от горя другого. Принял вроде участие – и ладно. Одной из подопечных Кризисного центра одна «благотворительница» предложила подсолнечное масло. «Может, возьмешь? Оно у меня два года простояло, выбросить бы уже надо».
Еще одним видом «антимилостыни» является работа различных госучреждений, которые ходят-смотрят, ругают «нерадивую мамашу», но помощи не оказывают. «Такое ощущение, что ходят ко мне только затем, чтобы дождаться, когда я запью и брошу ребенка, - жаловалась одна из женщин. – Не дождутся, я ради дочки все сделаю. Я до самых родов работала. А сейчас помощь у кого только не просила – все отказывают».
Конечно, у Центра уже успели появиться благотворители. Предприниматели и простые прихожане храмов, которые бескорыстно помогают людям: кто-то шьет игрушки для детей, кто-то вяжет пинетки, кто-то приносит продукты, деньги, одежду. Эти люди никому ничего не доказывают, не избавляются от залежей хлама. Они просто помогают. Не бедным. Они помогают людям.
Автор: Александра Попова
|