«Все мамочки такие невоспитанные! - возмущается медсестра в процедурном кабинете инфекционной больницы. – Идут, даже не спросят, занята я или нет». Ее не волнует то, что я, такая же мамочка, стою рядом и слушаю ее патетический диалог. В кабинет заглядывает еще одна «невоспитанная мамочка».
«Чего заглядываешь? Не видишь, ребенок под капельницей лежит?» - моментально отвечает ей медработник.
Отделение неврологии. «Тебе ж сказали, таблетку после еды пить!» - отчитывает пожилую женщину молоденькая медсестра. Пациентка годится ей не то, что в матери, а в прабабушки. На мои озадаченные взгляды другие женщины отвечают: «Не обращай, внимания, она со всеми на «ты» разговаривает».
«Чего разлеглась, убирай давай!» - кричит санитарка в отделении хирургии на женщину с ампутированной ногой, которая быстро не сумела поднять единственную оставшуюся ногу на кровать. Собственно, санитарку с прекрасным именем Елена, знают все, кому случилось попасть в больницу с абсцессом или последствиями диабета. Точнее, знают ее не только по имени, а еще по прозвищу «овчарка». Я обращаю внимание заведующего отделением на поведение его подчиненной. Санитарка извиняется перед одной из женщин, но уже через минуту кричит на другую, которая просит отвезти ее в перевязочную на коляске, потому что после наркоза кружится голова. «Сама дойдешь!» - спокойно заканчивает разговор санитарка Елена.
С хамством медицинских работников сталкивались очень многие. Попадая в больницу, мы из людей превращаемся в пациентов, которые находятся в зависимой позиции. Причем, если пациент моложе пятидесяти лет – то, его обязательно будут называть «на ты». Особенно это касается детских отделений в больницах, где детей сопровождают, в основном, молодые мамы. Есть также и типовые формы оскорбления, которые зависят от специализации учреждения. Например, женская консультация и роддом славятся знаменитым вопросом: «Больно? А с мужиком тебе не больно было?» Причем такие странные и отвратительные реплики воспроизводят обычно санитарки и медсестры (женщины). Мужчины более корректны.
Почему у медицинских работников существует стойкое желание унизить человека, попадающего к ним в учреждение, понять можно. Пациенты, которые тоже бывают разные – от богатой фифы, которая всем недовольна и требует отдельной палаты и личного врача в подарок до пьяного бомжа, который бросается на медиков с кулаками – требуют к себе особого отношения, считают, что их болезнь самая сложная, и что врачи не знают, как их лечить. Прибавить сюда недостаток квалифицированного персонала, медицинской техники, а также внеплановые дежурства – и к концу месяца нервный срыв гарантирован. Но, тем не менее, хамство все это не оправдывает. Пациент приходит не в гости к медсестре, санитарке или врачу – он обращается в медицинское учреждение, а врач получает зарплату за то, что оказывает ему помощь. Поэтому элементарное обращение к пациенту любого возраста «на вы» должно быть обязательным, как и соответственное обращение к медицинскому персоналу.
Пример обратного неуважительного отношения к человеку, оказывающему услугу, наглядно представлен в городском транспорте, потому что водителям раз десять на дню приходится откликаться на: «Эй, здесь останови!»
Автобус тормозит на остановке, в заднюю дверь заходит женщина и с середины салона начинает орать на водителя: «Ты че, слепой что ли? Специально в лужу заехал, обрызгал всю?!»
Водитель: «Я Вас не видел, Вы из-за дерева вышли». Пассажирка: «А че, мне надо было надо дорогу выйти, что б ты ж меня и сбил?». Водитель: «А почему Вы со мной «на ты» разговариваете?». Пассажирка: «Да мы с тобой одного возраста, буду я еще тебе «вы» говорить!»
Почему у многих людей отсутствует понятие о том, что даже в повседневной жизни воспитанность и уважительное отношение к окружающим также необходимы, как, например, чистая одежда и ухоженный внешний вид – остается загадкой.
Иногда, правда, обращение «на ты» в тех же больницах оказывается проявлением заботы. «Дочка, да ты не волнуйся, выздоровеет твой ребенок» - говорит мне пожилая санитарка. Она произносит это искренне, ласково и… очень вовремя, ее «ты» успокаивает и заставляет улыбнуться. Или, когда пациент просит у медсестры: «Сестричка, водички принеси».
Но подобные ситуации можно назвать скорее исключением из общепринятого «тыканья». Гораздо проще продолжать портить друг другу жизнь, отказывая пациенту (врачу, коллеге, водителю, дворнику) в элементарном уважении и праве называться «вы».
Александра Попова
|