Термин «шопоголик» вошел в наш обиход совсем недавно, так называют людей, одержимых покупками, невзирая на количество купюр в кошельке. У шопоголика нет пола. Женщины приобретают одежду, косметику, драгоценности, мужчины – технику, машины недвижимость.
«Здравствуйте, меня зовут Stena, я шопоголик, -
так пишет терзаемый угрызениями совести начинающий шопоголик, успевший накупить 10 пар сапог и 20 платьев за три месяца. Под ником на одном из психологических форумов человек рассказывает специалистам о причинах навязчивой идеи. – Как-то так складывалось, что всю жизнь то не было денег, то жалела их на себя. Наверное, брала пример с мамы, она тоже больше трех вещей в гардеробе не имела и хорошей косметикой стала пользоваться после 45 и то, очень эпизодически».
Шопоголизм сродни алкоголизму и наркомании, уверена психолог Центра «Молодежь плюс» Ольга Комочкова. Только зависимость проявляется в другой форме – от вещей. Без регулярного посещения магазина начинается «ломка» и апатия. Приобретая покупку, человек на некоторое время становится счастливее, а потом эйфория улетучивается, оставляя пустоту и неудовлетворенность собой.
- Больше всего шопоголиков среди категории – от 18 до 35 лет. Это, в основном, женщины, - считает Ольга Комочкова. - Постоянное приобретение вещей считается очень модным и крутым в молодежной среде. После 35 лет у женщин меняются ценности. Здесь два объяснения. До 35 лет человек старается нравиться окружающим. И, если обзавелся семьей, то появляются другие траты, контроль за деньгами.
«Только здесь и только у нас!»
По словам психолога, болезнь пришла с Запада, там уже насчитывается около 15 млн одержимых покупками человек. Для Балашова шопоголизм – явление новое. Однако местные магазины уже переняли идеи завлечения покупателя с помощью ярких ценников, скидок, огромных афиш с надписью «Sale».
- Магазинная политика работает. Притягивает скидка в 40 и 50 процентов, и человек думает, что большему такого шанса ему не предвидится, - продолжает Ольга. - Плюс хорошо подготовленные продавцы, которые предлагают товар «Только у нас, только здесь и сейчас», - говорит Ольга Комочкова.
Если при покупке «вживую», близкий человек может одернуть, сказать: «Окстись!», то в интернете включается механизм, что тебя никто не контролирует. Можно сесть и в одиночку выбрать кучу вещей. При этом покупатель, как правило, имеет средний доход.
Лена, 35:
«Я – шопоголик. Я не избалованная гламурная дива с безразмерным бюджетом, а обычный человек. Два года назад мой сын стал инвалидом. Мне пришлось бросить работу, чтобы обеспечить ему достойный уход. В этой ситуации стало удобнее делать любые покупки через интернет. Сравнивать различные предложения, выбирая наиболее выгодные. Постепенно это стало основной моей деятельностью. С уверенностью могу сказать, что отсутствием денег сей недуг не лечится. Мысль о том, что ты можешь приобрести товар по очень выгодной цене, который ты вот-вот упустишь, вызывают буквально физическое недомогание, заставляет бросать все дела, бежать к компьютеру и заказывать, заказывать…».
Недолюбленное детство
Самая главная причина шопоголизма родом из детства, считает психолог Центра «Молодежь плюс». Она кроется в недостатке ласки и любви. Реже, когда ребенок был завален подарками и, будучи взрослым, не видит границы, что он может приобрести, а что - нет. Потому что ему в детстве давали все. Если даже у него будет низкая зарплата, то он все равно все деньги будет выбрасывать на ветер.
- Шопоголизм – замена одной потребности другой. Потребность в заботе и внимании люди заменяют вещами, - говорит Ольга. – Чтобы избавиться от зависимости, нужно заменить материальное – духовным: чтением книг, хорошей музыкой.
Помогает и другой способ. Для того, чтобы понять, что жизнь – потрясающая штука, не обязательно скупать вещи, порой достаточно сделать что-то полезное для других.
Юлия Кирина
|